Нукусский музей искусств

Это не мираж — в узбекской провинции есть уникальный музей авангардной живописи.

Экстерьер возможно спутать, но интерьер неповторим — Нукусский музей искусств может одновременно демонстрировать только 3500 из почти до 90 000 своих экспонатов

В Нукусе расположенном на северо-западе Узбекистана есть музей, в котором хранится коллекция из почти 15 000 картин периода советского модернизма. В то время как это место долгое время являлось благодаря своей экзотичности и своеобразному свету «Таити» для советских художников, директор музея Игорь Савицкий стал коллекционером, понявшим истинную ценность этого искусства задолго до остальных.  Тобиас Рупрехт.

История возникновения этого уникального музея связана с периодом непосредственно после октябрьской революции. Архитектурное наследие былых великих культур Шёлкового пути, экзотичные люди в своих ярких нарядах, базары и особые условия света восхитили целое поколение художников, для которых более всего новоявленный Узбекистан стал поводом для вдохновения, как за тридцать лет до того Океания была для Гогена.

Восточные мотивы вошли в творческую палитру русских художников как красоты южных морей в своё время у великого француза, в то время как до того их творчество развивалось по большей части в тесной взаимосвязи с западной Европой. Теперь же и узбекское народное искусство с его высокоразвитыми традициями абстрактных орнаментов, каллиграфии и художественной ковки повлияли на образ изложения и экспрессивность модернисток Александр Волков (1886 — 1957). сын русского военного врача и цыганки, родившийся в г.Фергана, был одной из самых значимых и ярких фигур центрально азиатской богемы (художественной среды) двадцатых годов. Вместе с Михаилом Куренным (1888 — 1974). который в 1923 году перебрался в Узбекистан, Волков основал группу «Мастера Нового Востока».

Их творчество сочетало в себе футуристские, кубистские и неопримитивистские стилистические элементы с восточными мотивами — и явилось примером для целого поколения учеников. Одним из самых талантливых проявил себя Урал Тансыкбаев (1904 — 1974). который в ранний период своего творчества тоже сочетал узбекские мотивы в стиле французских импрессионистов и постимпрессионистов и рисовал потрясающие акварели. Елена Коровай (1901 — 1974) создала цикл портретов из мира бухарских евреев; Владимир Лысенко (1903 — ?), который в период своего пребывания в Центральной Азии работал на узбекской железной дороге создавал неповторимые картины в стиле символизма. Однако, никто из русских художников не превзошёл в своём восхищении Востоком Александра Николаева (1897 — 1957).

Ученик Малевича из Москвы, он был послан для оказания помощи в развитии культуры в тогда ещё именуемую Туркестаном Центральную Азию. Поражённый незнакомыми традициями и образом жизни местных жителей Николаев принял ислам и взял себе имя Усто Мумин, «Правоверный Мастер». В своём творчестве он возвращается к объективизму и изображает узбекские мотивы в стиле итальянских мастеров и русских икон. Множество других русских художников приезжали в двадцатью годы в Центральную Азию, чтобы вдохновиться в новой экзотической обстановке  Вырванные из небытия.

В далёком от политических событий Узбекистане художники-модернисты могли дольше, чем в Москве или Санкт-Петербурге свободно творить без контроля со стороны государства. Но с середины тридцатых годов отклонение от указанной сверху линии социалистического реализма стало и тут нередко сопряжено с опасными для жизни последствиями для художников. Курсин, Лысенко и Николаев были осуждены на долгие годы лагерей, Волков и Коровай рисовали теперь только для себя. Тансыкбаев же убрал из своей мастерской все плоды своего раннего творчества и выбрал третий путь: Как Гюстав Грюндгенс при нацистах или Томассо Маринетти с итальянскими фашистами, он теперь всецело посвятил себя служению новой власти в государстве, и рисуя картины счастливых трактористок стал заслуженным, высокооплачиваемым и наконец Народным художником Узбекской ССР. Картины же русско-узбекского авангарда канули в небытие в подвалах и на чердаках.

Продолжение следует…

Источник: Neue Zurcher Zeitung 4.11.2011 (Сокращенный перевод с немецкого)

Пожалуйста, ответьте на наши опросы. Несколько минут, потраченных вами на голосование, позволят нам понять, как сделать наш сайт и портал более интересным и нужным!

Каких материалов не хватает на сайте?

Посмотреть результаты

 Загрузка ...

Вам нравится наш сайт?

Посмотреть результаты

 Загрузка ...

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*