Я воду пью из горных родников

«Я воду пью из горных родников и не могу её душой напиться…». Кто хоть раз бывал на Койтендаге, навсегда запомнит чудесное журчание горных рек и ручьев в ущельях и долинах этого горного края, прекрасный вкус воды, свежесть воздуха возле них, сочность зелени, красоту природы.

Ya-vodu-pyu-iz-gornyh-rodnikov1

У каждого родника в долине Койтендага своя судьба, свое прошлое. Здесь, как проникновенно сказал поэт, «под сводом пещер обитают легенды и сны, прячет тайны родник под застывшею сказкой из камня». Эти строки воспринимаются, как поэтическое предвидение о встрече с удивительным источником воды в ущелье Кыркгыз. Недалеко от каменного грота, овеянного народной легендой о чудесном спасении сорока девушек, в каменной стене природой высечена правильной формы «чаша» источника. По преданию, когда стена грота расступилась, чтобы пропустить спасавшихся от врагов девушек, оставшиеся в гроте вещи беглянок – посуда и одежда, которую они стирали, превратились в камни, а из стены стал бить ключ …

Испокон века местные жители относились к этому гроту как к святому месту. В каньон совершали паломничество для исцеления от недугов, прося об исполнении своих желаний, желали потомства.

В журчании воды слышится эхо прошедших времен, когда родники были истинными источниками жизни. Их так и называют «источниками» или «ключами». Одни родники могут с гордостью сказать, что утоляют жажду жителей одного из поселков, у подножья хребта, а могут просто скромно произнести, что дали начало реке Койтендарья, протекающей по плодородной долине. Другие — начинают свою бурную деятельность во время таянья снегов на вершинах Койтендага – в марте, а иссякают — в середине июня или июля, когда исчезает снежная шапка Айрыбабы.

Ya-vodu-pyu-iz-gornyh-rodnikov2

Родник Аксу, стекающий из расщелины в скалах недалеко от поселка Койтен и впадающий в реку Койтен дарью, привлекает жителей и гостей чудесным вкусом воды. Ни один путешественник не оставит без внимания водопад в узком ущелье Умбар- дере, тем более, если ему расскажут легенду о предводителе местных племен Умбаре, сумевшем в трагическую для его народа минуту, совершить здесь героический поступок, освободивший соплеменников от неминуемой гибели.

Свидетелем многих событий в жизни горных поселений остается ручей с водопадом Суммул, наполняющим шумом падающей воды ущелье Ходжакараул. Много воды утекло с тех давних пор, когда этот источник мог напоить прохладной влагой большое село. Здесь выращивали сады и сеяли пшеницу. Но в середине прошлого века родник иссяк, стал сезонным, и сельчанам пришлось переселиться в другое место. Теперь ущелье даже называют по-другому — Тутлы дере, в основном из-за могучих деревьев, словно охраняющих вход в это дивное место. Одному из исполинских шелковиц, растущих в ущелье, местные жители даже дали название – Гызылтут баба. Это — одно из самых почитаемых мест на Кугитанге. Ботаники определили, что легендарному тутовому дереву … 700 лет. Под могучей кроной сторожила этих мест, по-прежнему могут отдохнуть десятки путников, посещающих знаменитое ущелье.

Ya-vodu-pyu-iz-gornyh-rodnikov3

С маленьких родников, известных в народе под названием Баш Булак и Мурзе Бедил Ата в урочище Ходжапиль начинается большая вода — основная водная артерия предгорной долины, — река Койтендарья, когда-то правый приток Амударьи. Чтобы стать рекой, ей еще предстоит собрать на своем пути воду из многих малых и больших родников, стекающих с гор, а затем раздать всю природную влагу возделываемым в долине полям.

Начинаясь на высоте около трех тысяч метров — почти у самой вершины горы Айрыбаба — высшей точки Койтендагского хребта ущелье Дарай дере плавно спускается прямо в долину. По щебнистому дну ущелья мчится самый полноводный в этом горном крае ручей. Он пробегает две трети ущелья, образуя при этом десять больших и малых водопадов, а затем внезапно пропадает. Когда-то полноводная горная река, начинающаяся с родников в ущелье, обеспечивала полив посевов сельхозкультур на выходе из него. Местные жители умели обуздать своенравную реку. Они обмазывали красной глиной щебневое русло, да так, что оно не пропускало влагу под землю, и река спокойно покидала пределы ущелья, чтобы в дальнейшем служить на пользу людям. Сейчас эту роль выполняет водовод.

Над поселком Гуршун магданлы (Свинцовый рудник), расположившимся у подножья Койтендага, высоко на склоне гор, зацветает весной фруктовый сад. Мысль создать здесь сад и обеспечить его полив из родника зародилась у жителя поселка Шадмана Ширалиева еще в начале 1990 годов. Для сада нужно было много поливной воды, а у начала ущелья под названием Ката-камов на высоте более 2000 метров, находился источник. Его каптировали – заключили в трубы – и подали в сад. Если сейчас подняться по горной тропе на высоту более полутора тысяч метров, то окажешься перед входом в райский уголок. Сейчас в саду произрастает более 2000 плодовых деревьев. Густую тень дают дикая арча, каркас, клён туркменский, миндаль.

Ya-vodu-pyu-iz-gornyh-rodnikov4

Есть в долине и другие привлекательные источники кристально чистой воды. Согласно дошедшей до наших дней легенде, святой человек, долго путешествующий по миру, остановился у родника рядом с поселком Койтен, захотелось отдохнуть, но рядом не было тени. Тогда он воткнул свою трость в землю, и она покрылась листьями. Вскоре рядом с источником образовалась тенистая «роща унаби». Это уникальный природный памятник. Даже в летний зной под деревьями прохладно, так как их густые кроны почти не пропускает солнечные лучи, а в центре рощи течет источник с кристально чистой водой. Недалеко от этого источника — другой — целебный с содержанием сероводорода.

Среди койтендагцев эта роща известна как священное место — «Чилон-ата». Рядом с ней расположен другой источник, известный под названием Гул-гул, который питает чистой водой поселок Койтен, а напротив рощи унаби из под земли бьет ключ, образовавший у своего истока водоем – Айгыр кель. Этот источник пользуется особым вниманием жителей поселка Гуршун магданлы, и охраняется ими, так как именно он снабжает питьевой водой не только поселение, но и предприятие, которое занимается розливом питьевой воды. Эти же источники, расположенные в центральной части предгорной долины в зимнее время полностью заполняют чашу озера Каттакель, которое летом и осенью служит огромным резервуаром для полива сельхозугодий.

Другое озеро предгорий — Гайнарбаба – средоточие неразгаданных тайн и настоящих чудес, снискавших ему широкую популярность- располагается у подножья холмов, недалеко от селенья Гарлык. Температура воды в роднике, питающем озеро, сохраняется неизменной на отметке 22оС. Недалеко от источника находится культовое захоронение старца Гайнар-баба. Людская молва бережно хранит память о его добрых деяниях. Говорят, Гайнар-баба в совершенстве владел искусством исцелять недуги и многим вернул здоровье и радость жизни. Для лечения он использовал воду из расположенного рядом источников Аксу и Гексу. Целительные свойства источников Гайнар-баба объясняются значительным содержанием в химическом составе его воды полезных минералов и микроэлементов, сероводорода. По заключению специалистов, вода источника и чрезвычайно эффективна для лечения нервных, кожных и ряда других видов заболеваний.

Есть в нескольких километрах восточнее поселка Карлюк и другие источники – Ходжа-булак и Джарма-булак, в одноименном ущелье — Булак –дере, еще дальше- Аб-дере, Чинджир, обеспечивающий питьевой водой селенье Кунджик и построенный недавно цементный завод.

В Койтендаге существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта к которым относятся и естественные источники воды, озера, реки, водопады, Эти источники сохраняются на протяжении столетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения человека к природе.

Формируется принципиально новый подход к осмыслению древнейшей истории края, его неповторимых природных богатств, их сохранению. В частности, согласно принятой программы сотрудникам государственного Койтендагского заповедника на склонах гор будет высажено 36 тысяч саженцев местных пород деревьев и кустарников- арчи, клена, фисташки, каркаса, которые предотвратят облысение гор и послужат сохранению и восстановлению многочисленных источников и горных рек Койтендага, которые будут радовать нас чистой и вкусной водой, свежестью воздуха возле них, сочностью зелени и уникальностью природы.

Шанияз Менлиев, Владимир Комаров,
фото Владимира Комарова
Источник: http://turkmenistan.gov.tm

Пожалуйста, ответьте на наши опросы. Несколько минут, потраченных вами на голосование, позволят нам понять, как сделать наш сайт и портал более интересным и нужным!

Каких материалов не хватает на сайте?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вам нравится наш сайт?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*