“Водяной” cлавянский дух воды

Чем можно было задобрить или рассердить славянского духа воды? Почему считалось, что мельники могут вступать в сговор с водяными?

Vodanoy_1

Поговорим о существе, властвующем над водою. Его редко изображали красивым или хотя бы симпатичным. Дряблая зеленая кожа, обвисшее брюхо, перепонки между пальцами рук — да и рук-то как таковых у него временами не было, а вместо них были перепончатые гусиные лапы. Ну и, конечно, длинная и всклокоченная зеленая борода и такие же волосы, с которых беспрестанно струится и капает вода. Наш разговор пойдет о водяном, который, согласно славянским поверьям, отвечал за воду и за все, что ней живет.

Vodanoy_10 И. Я. Билибин, Водяной

Начнем с того, что водяной представлялся нашим предкам существом, если можно так выразиться, сезонным. Когда водоемы сковывались льдом и наступала зима, водяной уходил в спячку. Спал он в каких-нибудь укромных местах. В некоторых краях уверяли даже, будто спит он не в воде, а, словно бобер, выбирается ради этого на участок рядом с рекой, но посуше — ищет какую-нибудь яму, нору или подземный провал поглубже, и там проводит долгие зимние месяцы.

Потом, по весне, водяной, голодный и злой, выбирается и начинает мучить рыбу и ломать лед. Треск при этом стоит такой, что страшно делается. В эти дни рыбаки и жители деревень, расположенных у реки, старались угодить разбушевавшемуся водяному. Вот что об этом в книге «Сказания русского народа» писал этнограф Иван Сахаров.

«Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку… Покупают у цыган самую негодную лошадь не торгуясь ровно за три дня. В эти три дня они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова.

Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь. Если же река очистилась ото льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В это время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь.

Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения, или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С апреля он просыпается голодным, сердитым. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Почему в жертву часто приносили именно коня или имели обычай опускать в воду лошадиный череп?

Дело в том, что конь был для славян созданием, которому приписывались сверхъестественные силы. Вспомните волшебных помощников главного героя в русских (да и не только в русских) сказках. Часто это или говорящий конь, или крылатый конь, способный преодолевать фантастические расстояния и нередко помогающий герою мудрым советом.

Кони могли представляться волшебными созданиями, а в практической земной жизни они были незаменимы в хозяйстве. Вот крестьяне и рассудили, что раз им без коня никуда, то и водяному наверняка конь тоже необходим. Просто провели параллель между своей жизнью и жизнью водного духа. И это не единственный пример. Например, землепашцы, которые жили за счет обработки земли и выращивания скота, говорили, что и у водяных своя скотина имеется.

Вместо коров у водяного, по поверьям, были лещи, вместо кур — караси, а вместо коня у водяного — сом, на котором водяной дух разъезжает по своим владениям и контролирует подвластную ему нечисть. Как правило, это бесы более мелкого сословия — ундины, русалки и прочая водяная братия. А водяной на соме у них — вроде генерала на коне.

Vodanoy_8

 Кстати, о сомах. Считалось, что при случае водяной и сам оборачивается этой рыбой. Почему именно ей? Наверное, оттого, что для российских водоемов это самая крупная рыба, ее размер может достигать пяти метров, а вес — 360 килограммов. Такое чудо-юдо, полагали люди, просто не может появляться само по себе — не иначе как водяной колдует, прикидываясь гигантской рыбой. Сом, к тому же, рыба хищная: может напасть на утку или какое-нибудь мелкое животное. Бывали случаи, что и на людей нападал, пробуя утащить их на дно.

Это, конечно, не способствовало его хорошей репутации. Некоторые люди отказывались есть сома, попавшегося в сети — мол, чертова рыба. Из-за сома будто бы водяной как-то раз даже поссорился со своим другом лешим. Об этом существует сказка, скорее всего, местечковая — в том смысле, что она объясняет, как в степи вдруг появилось озеро. Вот что на этот счет говорит сказка:

«В одном лесу глухое озеро было. В озере Водяной жил, а в лесу — Леший, и жили они дружно, с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать. Вдруг лиха беда попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить. Сом увидал, да в рыло ему и вцепился. Медведь вытащил сома на берег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в гору, а озеро в степи осталось».

Вообще-то, это не сказка, а так называемая быличка — история о встрече человека с нечистой силой. Другая быличка, тоже о водяном, рассказывает, как тот обменивался сообщениями с домовым. Будто бы однажды детишки купались в реке, а когда пришло время им одеваться и идти домой, кто-то вынырнул из воды и закричал: «Скажите дома, что Кузька помер!». Дети передали эти слова отцу, и тут кто-то с шумом и криками соскочил с печи и выбежал вон. Это был домовой, который таким образом получил весточку от водяного о каком-то их общем знакомце, скорее всего, такой же нечисти. Так или иначе, в глазах народа водяной был не отшельником, а весьма социализированным существом.

Еще одна параллель, которую проводили крестьяне между своей жизнью и жизнью водяного, заключалась в том, что водяной был солидным домохозяином. Была у него жена — когда русалка, а когда утопленница, и куча детей — водяных чертенят, которые вечно галдели вокруг дома, ожидая папу с работы. Были они шебутные и шаловливые, но не слишком осторожные, и оттого рыбакам случалось вытаскивать их сетями на берег.

Vodanoy_4

Что делать с таким водяным ребенком-чертенком, было непонятно — потому что дитя говорить не умело, на суше начинало плакать и чахло, а в воде радостно плескалось и смеялось. Один из рыбаков, выудивший такого ребенка из реки в конце концов его отпустил с уговором, что тот нагонит ему в сети как можно больше рыбы, и тот обещание выполнил.

Но то — маленький водяной. А с большим были шутки плохи. Он мог, например, затопить луг — как тогда пахать? Из-за разлива воды могли пострадать не только пахари, но и пчеловоды, поэтому они тоже платили водяному дань, опуская в воду по пуду нового меда. Похожую вещь делали рыбаки, отпуская первый улов обратно в воду, чтобы не сердить водяного. Соседство с ним вообще требовало многих предосторожностей. Например, он не любил, когда на берегу много болтают и не давал рыбы. Это поверье — сугубо практическое. Если разговаривать во время рыбалки, то рыбу распугаешь.

Vodanoy_2

Водяной, впрочем, лишних разговоров не любил и тогда, когда люди приходили на берег просто так. Обижался, если произносили имя Господне, да и если его, водяного, поминали без толку. Так, рассказывали, будто одна девушка, катаясь с подружками в лодке, сказала, что хорошо бы посмотреть подводное царство. И тут из воды вынырнуло чудовище и утащило ее под воду — видимо, на экскурсию. Обратно, само собой, уже не выпустило.

Случаи смерти на воде практически все приписывали водяному — мол, человек не сам утонул, а его на дно утянули. Кто? Понятно, кто — тот, кто в воде главный. Нападения на людей объясняли дурным характером водяного, или случайным поминанием его имени, или тем, что купальщик залез в воду без креста.

Vodanoy_6

Также считалось, что утопленники нужны водяному для работы — как слуги, оттого он и затаскивает их к себе. Поэтому народ водяного хоть и задабривал, но все-таки старался держаться от него подальше. Впрочем, был целый профессиональный цех, который с водяным знался и будто бы состоял в близких, практически приятельских, отношениях. Были это мельники.

К мельникам в деревне относились неоднозначно. Без их труда землепашцам пришлось бы туго: кто стал бы молоть зерно, чтобы сделать из него муку? Услуги мельника высоко ценились, крестьяне занимали очередь, чтобы тот смолол их урожай, а мельник брал за это плату — частью их зерна. Поэтому мельнику порой завидовали и сочиняли про него обидные поговорки. Ну, например, «не ворует мельник, а люди сами носят». Или: «Сидит кулик на болоте, не жнет — не молотит, только денежку колотит».

Vodanoy_7

«На болоте» — это в смысле «на воде». Во многих местах возводили водяные мельницы. Дело это было непростым и требовало знания многих тонкостей и хитростей, а там где хитрости, там и нечистая сила, рассуждали в народе. Тем более что и место как раз подходящее: мельница стояла на отшибе и оттого казалась подозрительной. И мельник тоже казался таким. Говорили, будто ремесло его слишком мудреное, и чтобы овладеть им, надо войти в сговор с чертями. Поэтому в фольклоре мельник периодически предстает едва ли не колдуном, причем злым: мол, и мельницу-то он строит на крови.

Говорили, будто при строительстве водяной мельницы непременно требуется человеческая жертва, и что мельник якобы заманивает случайных путников или пьяных в омут и топит их там, отправляя водяному прямо в лапы. Просто готовый сюжет для ужастика. Принимая жертву, водяной позволял устраивать на реке мельницу и, случалось, даже сам жил там: водяное колесо оставляло глубокие промоины в речном грунте, и в этих омутах водяному будто бы очень нравилось.

Vodanoy_3

Мельник был вынужден с ним соседствовать. Соседство могло быть мирным, а могло быть и беспокойным. Водяной хоть и нечисть, но обмана не любил, и мог наказать мельника, если тот вздумывал обвешивать крестьян, брать

слишком много за свою работу или скверно молол зерно. Водяной мог рассердиться за такие фокусы и начинал мстить: ломать жернова, прорывать плотину и чинить прочие препоны.

Vodanoy_9

Впрочем, все то же самое он мог вытворять и за то, что на мельнице появлялись посторонние, трогали без спросу вещи или начинали ловить рыбу у плотины. Поэтому рыбачить у мельницы запрещалось, редкие исключения были возможны лишь с разрешения самого мельника, посредничающего между людьми и водяным. В воду тогда либо бросали хлебные крошки либо лили водку — чтобы водяной не сердился.

Vodanoy_5

Если это все-таки происходило, и хозяин реки изволил гневаться, то на этот случай мельник держал у себя черного петуха, черную кошку или черную собаку. Попадая в немилость, мельник бросал в воду одно из животных. Считалось, что водяной любит зверей черной масти и, приняв их в дар, сменит гнев на милость.

Сегодня, когда процесс помола полностью механизирован, а водяная мельница — это нечто из глубокой старины, о связи мельников и водяных никто не помнит. Да и о самих водяных не так уж и часто вспоминают: разве что когда в природном водоеме что-то неприятно скользит по ноге. Понятно, что это или водоросли, или какая-то неосторожная рыба, однако ощущения тревожные. Тогда становится понятно, почему наши предки опасались водяных.

Источник: Голос России

Пожалуйста, ответьте на наши опросы. Несколько минут, потраченных вами на голосование, позволят нам понять, как сделать наш сайт и портал более интересным и нужным!

Каких материалов не хватает на сайте?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вам нравится наш сайт?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*