Святая вода и её понимание

Церковь учит, что освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих «от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге». При крещении младенца трижды окунают в святую воду, а если это подросток или взрослый человек — то троекратно подвергают омовению голову и плечи.

Святая вода в этом таинстве, «омывая греховные нечистоты, обновляет и возрождает человека к новой жизни во Христе». Освящают храмы и предметы богослужения, дома, корабли и иные средства передвижения, бытовые предметы.

Святая вода обязательна при богослужениях, молебнах и крестных ходах. А в быту святую воду, принесенную из церквей и соборов в дни церковных праздников (особенно в Крещение — 19 января), бережно хранят, причащаясь ею с молитвой во время болезни.

«Освященная вода, — писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и тел всех, пользующихся ею». Она, «приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни». Считается, что святая вода отгоняет злых духов и гасит пламя страстей — вот почему ею окропляют жилище и вещи.
Но откуда все пошло изначально? Говорят, что святая вода появилась раньше христианства, и о ней говорится уже в начале Ветхого Завета.

Раскроем первую из многих книг, входящих в Библию. В ней говорится: были времена, когда все на Земле было и чисто, и свято. «И увидел Бог: все, что Он создал, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой и над землей. Все земные стихии были на пользу человеку: поддерживали жизнь, сохраняли от разрушения его тело. Это был тот самый рай, что сопутствовал человеку до его грехопадения. И самому человеку было уготовано бессмертие, поскольку «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).

Но человек сам разрушил рай на Земле через общение с духом нечистым. И тогда Дух Божий отступил от нечистого существа со словами: «… не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6, 3).

Человечество и в давние времена не было лишено святой воды. Источник, который забил из скалы по велению Моисея, струил святую воду. А река Иордан прославилась на весь мир тем, что сам Господь погрузился в нее, освятив тем самым водную стихию и сделав его источником освящения. Так совершилось освящение вод впервые после грехопадения человека. Зачем же Церкви требуется вновь и вновь освящать воду, когда она освящена уже крещением,самого Сына Божия?

Да потому, что человек носит в себе самом семя древней греховной нечистоты и может в любую минуту согрешить, сея вокруг себя новые нечистоту и тление.

Как говорит Церковь, именно поэтому Иисус Христос оставил людям право силой веры и молитвы возвращать водной стихии первобытную чистоту и святость и низводить на нее благословение Господне. Именно этим церковь пресекает распространение греховности и нечистоты: освящает землю, испрашивая ей плодородия;

хлеб — для утоления голода, воду — для утоления жажды.
Сегодня многие, а среди них даже и те, кто посещает храмы, довольно смутно представляют себе, как проходит обряд освящения воды — превращения обычной воды в святую, наделенную чудесными свойствами. Что же это за обряд?

Для водосвятия предназначен особый сосуд — это большая чаша на низкой подставке, с круглым основанием. Основание есть символ земной церкви; сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует собой церковь небесную, а все вместе — символ Богоматери, родившей богочеловека Иисуса Христа. Теми же основными признаками обладает и купель для крещения, отличаясь большими размерами и длинной подставкой.

Освящение воды (каждение над водой) сопровождается чтением молитвы, троекратным благословением рукой и произнесением священником слов: «Сам убо, человеколюбче. Царю прииде и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию».

На Крещение совершается великое освящение. И тогда обряд становится более сложным: вода освящается еще троекратным погружением в нее креста, крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами, чем те, что совершаются при малом освящении воды на молебнах. Затем священник берет сосуд с освященной водой и кропило, и кропит ее крестообразно на все стороны. К нему подходят прихожане, целуют крест, а священник кропит каждого освященной водой.

Наибольшую силу имеет крещенская и рождественская вода, так как в эти праздники совершается один и тот же чин великого водосвятия. Ту и другую воду вместе часто называют богоявленской, потому что так в древности именовали два великих праздника — Рождества и Крещения Христова. Крещенскую воду как святыню следует бережно хранить в красном углу возле икон.

Как освящают воду во время молебнов, заказанных верующими?

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебны такого рода совершаются как в храмах, так и в домах самих прихожан. Молебен — это особое богослужение, когда просят Господа, Матерь Божию и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за помощь.

На молебнах в церкви происходит обычно чин малого освящения воды, по просьбам и нуждам верующих: при благословении различных предметов, для исцеления больного, о путешествующих, о воинах и т. д.

Посреди церкви ставится покрытый стол, на него — чаша с водой; кладутся крест и Евангелие. Перед чашей зажигаются свечи. Читаются псалмы, тропари и ектиния. Потом крестообразно кадят воду. После псалма «Помилуй мя, Боже,.. «, тропарей и ектинии совершается каждение храма или дома. По окончании читается Евангелие и произносится ектиния: «Миром Господу помолимся», в которой просят об освящении воды, и одновременно идет каждение воды.

Закончив эту молитву, священник берет крест распятием к себе и нижней частью его совершает крестообразное движение по поверхности воды, потом погружает крест в воду и сопровождает эти действия пением тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя… » (трижды) и «Твоих даров… «. Потом целует крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Прихожане прикладываются ко кресту, и священнослужитель кропит каждого. Освященную воду уносят по домам те, кто заказывал молебен.

Почему церковь молится о водных источниках?

Потому, что без воды нет жизни на Земле. «Какой дар столь необходим нам, как вода?» — говорит священномученик Ипполит Римский. — «Водою все омывается и питается, и очищается, и орошается… «, «Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что, когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует и сам Пророк, взывая: «Хвалите Его небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148, 4).

Вот как, например, проходит обряд вызывания из земли воды сладкой и обильной. Копание колодца начинается особой молитвой священника: «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольно убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию… » Потом, по прочтении ее, священнослужитель первым начинает рыть колодец.

Над колодцем, готовым к работе, священник читает другую молитву: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякия страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю… »
После этого обычная колодезная вода становится «водой исцеления и покоя». Питье ее, омовение в ней приносят множество исцелений и чудес.

Церковь всегда совершала освящение вод источников, рек и озер. Эта вода неизбежно попадает в водохранилища, а из них — в водопроводы и жилища. Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодетельствована и, следовательно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Если бы люди следовали наказам Иисуса Христа и установлениям Церкви, то каждый источник нес бы людям исцеление от травм души и тела. Но этого не происходит по причине тяжкой людской греховности. Она столь велика, что вода не только не помогает людям, но стала нести с собой болезни и ядовитые отравления. Даже святая вода перестала помогать!

Неужели все бесполезно и людям ничто не поможет?

Когда Бог намеревался покарать мир Вселенским потопом, Он говорил Ною такие горестные слова: «… конец всякой плоти пришел.., ибо земля наполнилась от них злодеянием, и вот Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13, 17). Эти слова, увы, подходят и к нашим дням, поскольку мало что святого осталось у людей за душой. Чтобы святая вода оказала свое целебное действие, необходимо, чтобы души были полны светлых помыслов, а руки -добрых дел.

И перед приятием святой воды надо прочесть такую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святые и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Чудеса и исцеления святой водой, утверждает Церковь, продолжают происходить и в наши дни. Однако лишь с теми людьми, кто со святой верой надеется на них и искренне желает изменить свою жизнь к лучшему покаянием и молитвами.

А там, где люди жаждут чудес из простого любопытства, а не из желания спасения, они не происходят. Именно об этом говорил Иисус Христос:

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему». Поэтому Церковь и священнослужители призывают людей с верой и чистым сердцем возносить молитвы Спасителю перед тем, как прибегнуть к помощи святой воды.

А что думают современные ученые о чудесных свойствах святой воды?

История хранит массу примеров исцеления ею, более того, изгнания из человека злых духов. Не могут же все эти случаи быть результатом психологического воздействия на верующих или стремлением выдать желаемое за действительное?

Вначале краткая историческая справка. Святая вода по-гречески называется «великая агиазма», то есть «великая святыня». На Руси с давних времен верили, что в день Крещения вода приобретает особые целительные свойства: в ней нельзя простудиться, она убережет человека от болезней, порчи и сглаза.

Верили также и в то, что в ночь на Крещение вода во всех источниках освящается сама собой, независимо от церковных церемоний, поскольку в эту ночь сам Христос вновь окунается в нее. И если в полночь прийти к проруби, то можно увидеть, как спокойная гладь воды вдруг всколыхнется и по ней пройдет волна. Это означает, что свершилось таинство сошествия в воду Сына Божия.

А на человека, ставшего свидетелем чуда, снисходит благодать. Известно, что в принципе вода может воздействовать на организм, во-первых, механически, как, например, циркулярный душ, массирующий тело; во-вторых, своим химическим составом, что наиболее ярко проявляется, когда человек пьет минеральную воду; в-третьих, электромагнитным излучением (ЭМИ), или полем.

К последнему случаю относится эффект магнитной воды. К какому же из этих типов относится воздействие святой воды? Или это нечто новое, неизвестное?..
Опыты, проведенные московским исследователем паранормального С. Демкиным и сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ) И. Мартьяновой, Т. Черновой, показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение. Оно сильно отличается от излучения простой воды и даже серебряной воды.

Ведь длительное время считали, что святая вода обладает только одним свойством — обеззараживающим. И причиной тому серебро. Однако такая теория никак не могла объяснить, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ключик к этой загадке. Оказалось, что «заборчик» часто на экранах приборов, регистрирующих ЭМИ святой воды, совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат давала и простая вода, в которую была добавлена святая.

Стало ясно, что святая вода действительно является чудом, природу которого еще придется долго изучать. Она передавала человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, исправляя больные частоты нездоровых органов и леча таким образом их. Опыты показали, что если добавить в ванну (объемом 60 литров) одну ложку святой воды, то вся обычная вода начнет излучать такое же ЭМИ, как и святая. Это означает, что ею можно лечиться от разных заболеваний, в том числе и тяжелых.

Не всем, правда, помогает. Причем часто святая вода может исцелить неверующего, некрещеного человека и не оказать никакого воздействия на верующего. Почему?.. Сие есть тайна Господа. Но попробовать воспользоваться его бесплатным даром может каждый. Если в теплой ванне со святой водой вас вдруг прошибет пот, словно в бане, если вы испытаете легкое покалывание во всем теле, а после такой ванны тело будет гореть, значит, чудо снизошло на вас.

Биргит Ломборг. ЗЕРКАЛО УЧЕНИКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*