Нукусский музей искусств (продолжение)

Молодой первооткрыватель

В пятидесятые годы в Узбекистан приезжает молодой человек по имени Игорь Савицкий. Сын зажиточной русской семьи из Киева, он оставляет карьеру художника, чтобы стать директором основанного им каракалпакского этнографического музея в Нукусе. Когда он в начале шестидесятых натолкнулся на каталог выставки русско-узбекских модернистов двадцатых годов, восхищённый этими картинами он начинает поиски оригиналов. И находит их у вдов, в семьях художников и в архивах. Так он возвращает из забытья имена Волкова, Лысенко, Курсина, Коровай и многих других художников эпохи и выставляет их работы в Государственном Музее Каракалпакстана.

Для полотен модернистов провинциальное расположение музея в Каракалпакстане оказалось счастливым случаем. В Узбекистане никто не мешал Савицкому заниматься своим делом, и если из Москвы приезжал с визитом функционер от культуры, кое-что в музее перевешивали, или к картинам звучали политкорректные «правильные» пояснения. На фоне этого далёкого расстояние от Кремля и под прикрытием фольклора Савицкий продолжал собирать свою коллекцию Авангарда и в семидесятые годы.

Знакомые и друзья подсказывали ему также фонды не выставляемых на показ картин из заказников музеев не только в Узбекистане, но и по всему Советскому Союзу. Колеся по железной дороге тысячи километров Савицкий, свозил свою «добычу» в Каракалпакстан. Некоторые известные имена художников он скрывал для перевозки, дабы избежать проблем с различными ведомостями и властями.

Так в шестидесятые и семидесятые годы в коллекции оказались работы многих русских художников современности, не имеющих никакого отношения к Центральной Азии. Единственное что их объединяло, это то, что в других местах Советского Союза их нельзя было выставить для показа. Многие художники и лично пострадали в период сталинских репрессий, некоторые, как например, Владимир Комаровский (1889 — 1937) и Владимир Тимирев (1914 — 1938), и вовсе были по надуманным обвинениям приговорены к смертной казни и расстреляны.

Надежда Боровая (1909 — 1987) отбывала с 1938 года срок в лагерях, где она тайно рисовала картины из лагерной жизни и через подругу тайком передавала их наружу. Савицкий купил части этой печальной серии картин и выставил их в своём музее; когда в музей приходили с проверками, персонал твердил что речь в этих картинах о впечатлениях от фашистских концлагерей. В коллекцию музея вошли и работы уже известных мастеров как Любовь Попова или Роберт Фальк.

Многие другие прославились уже посмертно благодаря их открытию Савицким: Алексей Рыбников (1887 — 1949). не мог выставлять своё раннее творчество в абстрактном стиле, созданное под влиянием Натальи Гончаровой и Василия Кандинского, в Москве и потому зарабатывал себе на жизнь как известный реставратор в Третьяковской галерее.

Николай Тарасов (1896 — 1969) с более чем тысячей картин самый широко представленный художник-одиночка в Нукусе. Его картины переданные Савицкому семьёй художника, были нарисованы исключительно для души, а на жизнь Тарасов зарабатывал в качестве певца.

Коллекция, которую Савицкий оставил городу в пустыне, состоит в итоге, из невероятного числа в 15 ООО картин Авангарда двадцатых годов всего мира. К этому следует прибавить около 70 000 экспонатов каракалпакского народного искусства. Человек, который практически в одиночку собрал эту гигантскую коллекцию, умер в 1984 году в московской больнице от заболевания лёгких, которое предположительно было вызвано из-за неосторожного обращения с химическими реагентами при реставрации картин.

Причаливший к берегу в Узбекистане

Наследство Савицкого приняла Мариника Бабаназарова, поставившая перед собой нечеловеческую задачу по каталогизации и систематизации фондов и популяризации музея. С распадом СССР неожиданно появилась возможность международных контактов. Любопытные журналисты и искусствоведы, готовые помочь реставраторы и алчные коллекционеры начали приезжать с Запада и восхищались неизвестными мастерами. Однако все предложения покупки были отвергнуты. Коллекция Савицкого до сих пор сохранилась в полном объёме, несмотря на заманчивые предложения о покупке, многие картины из числа собрания за прошедшее время уже успели побывать на многочисленных выставках в России, Франции и Германии. В 2003 году после

продолжительного периода планирования, наконец, удалось переехать в новое здание, в котором при хороших климатических условиях одновременно возможна демонстрация 3500 экземпляров из общего числа почти 90 000 выставочных экспонатов; остальные хранятся в архиве. С помощью большого количества программ для школьников и очень низких цен на входные билеты для местного населения наследники Савицкого стараются привлекать людей и из самого Каракалпакстана к музею и довести до них то, какое значение имеет эта коллекция в музее. Всё же для Нукуса этот музей имеет немалое значение.

Благодаря, в том числе и ему в городе открылось несколько роскошных гостиниц, приятные маленькие частные гостиницы и рестораны.

Источник: Neue Zurcher Zeitung 4.11.2011 (Сокращенный перевод с немецкого)

Пожалуйста, ответьте на наши опросы. Несколько минут, потраченных вами на голосование, позволят нам понять, как сделать наш сайт и портал более интересным и нужным! 

Каких материалов не хватает на сайте?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Вам нравится наш сайт?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*